Журнал "Председатель ТСЖ" (№11, 2016 г.), "Чуда не произошло"

Чуда не произошло

Прошедший 26-28 октября в ТК «Измайлово» IX Всероссийский семинар «Тарифное регулирование коммунального комплекса и электроэнергетики России» показал, что главные из законодательных новелл, запланированных к 1 января 2017 г.:  превращение ТБО в ТКО, запуск в эксплуатацию ГИС ЖКХ, переход  на прямые договоры с РСО –  к применению пока не готовы. Как минимум, будет перенос сроков.

Монополизм на подходе

Если верить заявлениям представителей Минстроя, ФАС и Минэкономразвития, повсеместный перевод утилизации мусора в разряд коммунальных услуг с 1 января 2017 г., скорее всего, не состоится, он будет перенесён на более поздний срок. Формальное решение пока не принято, но  в прогнозных значениях индекса платежей потребителей  услуг ЖКХ на 2017 г. соответствующих изменений не предусмотрено.   

Эта задержка вызвана неготовностью регионов. Ведь для указанного перехода надо:  а) разработать и утвердить региональные программы и территориальные схемы обращения с коммунальными отходами, б) на их основе определить соответствующие нормативы и тарифы. После этого можно выбирать по конкурсу регионального оператора и т.д. Большая часть регионов с этими задачами не справилась, а кое-где ещё и конь не валялся, к примеру, многие места сбора и накопления мусора  даже адресов не имеют. Возможно, это торможение отчасти объясняется опасениями, что переход к монопольному вывозу мусора  региональным оператором, как это предусмотрено законом №458-ФЗ, может вызвать существенное повышение индексов платы потребителей.

Доживём до 1 апреля   

Что в уходящем году стало самой большим «геморроем» для большинства жилищных объединений? Конечно, ГИС ЖКХ. Требования по срокам размещения информации и штрафные санкции за неразмещение -«драконовские», а готовность самой системы к работе никакой критики не выдерживает. Постоянные сбои, простейших вещей не найти, человек вводит данные – а они куда-то исчезают и т.д. и т.п. Одним словом, «сырец».

Недавно это дошло до тех, кто «там, наверху». Согласно протоколу совещания № ДК-П10-223пр, прошедшего 27 октября  у зампремьера Д.Козака  (см.,,,,,,,,,,,,,, ), для поправки положения Минкомсвязи и Минстрой должны подготовить два законопроекта. Один из них (срок  -7 ноября сего года) должен предусматривать:

- поэтапное размещение информация, обеспечивающей начисление и сбор платежей за услуги ЖКХ – так, чтобы всё завершилось  в «день Х1», в каждом регионе он будет свой, но не ранее 1 июля 2017 г. и не позднее 1 января 2020 г., конкретные сроки для того или иного региона – см. график, который утвердит Правительство РФ,

- перенос срока вступления в силу нормы об административной ответственности за нарушение требований к размещению информации – на «день Х2», значение этой даты для регионов – см. тот же график, даты Х1 и Х2, вообще говоря, могут и не совпадать,

- перенос срока вступления в силу нормы, что если электронная платёжка в ГИС ЖКХ отсутствует или не совпадает с бумажной, то можно не платить – на  «день Х1» + 6 месяцев.

Второй законопроект (срок - 1 апреля 2017 г.) должен предусматривать  «дифференциацию административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ» (пойми, кто может). Упомянутый выше судьбоносный график - со сроками «дня Х1» и «дня Х2» для разных регионов - два министра тоже должны подготовить тоже к 1 апреля 2017 г.

Кроме того, в тот же срок министры должны проанализировать состав размещаемой информации на предмет её полноты и целесообразности использования и результаты доложить Правительству. Видно, раньше сделать это было недосуг.

Будем надеяться, Новый год пройдёт более или менее спокойно.

За что боролись…

Когда законопроект, регламентирующий переход на прямые договора потребителей коммунальных услуг с РСО будет принят окончательно: до конца года или в весеннюю сессию - пока сказать трудно. Но, судя по заверениям замминистра А.Чибиса, альтернативы этому нет.

Что интересно, на семинаре в Измайлово после 3-х содержательных докладов на эту тему в ходе столь же содержательного обсуждения выяснилось, что многие РСО в ужасе, что им придётся создавать абонентские отделы и заниматься претензионной работой. Трепещут, в основном, те, где нет мощных региональных ЕИРЦ и РКЦ. На что последовала реплика от представителя Минэкономразвития, смысл которой: ну, вы же сами просили прямые договоры, получаете их – и что, опять плохо?

В конце концов, речь зашла о конструктивных мерах, например, что теперь можно будет сбытовую надбавку официально включить в тариф и за счёт её нанимать платёжных агентов. Ну, дай-то Бог.

                                                    Автор: Сергей Степин/ Журнал "Председатель ТСЖ"

Читать оригинал...