Новые пути решения проблемы перекрестного субсидирования

Новые пути решения проблемы перекрестного субсидирования
Перекрестное субсидирование возглавляет ряд проблем электроэнергетики России. На протяжении десятилетий ведутся безуспешные попытки устранить его на всех уровнях власти страны. На сегодняшний день разработаны новые предложения по ликвидации проблемы.
17.07.2018

Согласно социально-экономическому прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации на 2017-2019 гг., необходимо индексировать тарифы сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, кроме населения, на 3% в год. При этом для рядовых россиян индексацию предлагается установить на уровне 5%, чтобы сократить объем перекрестных субсидий.

По мнению Минэнерго России, отмена перекрестного финансирования при условии выполнения комплекса компенсирующих мероприятий не повлечет существенного роста тарифов.

Министерство энергетики также определило положительные результаты отмены данной формы субсидирования, среди которых: равноценное распределение суммы оплаты потребительских услуг в пределах одного региона и уменьшение ставки платы бюджетных организаций, которые не присоединены к электросетям Федеральной сетевой компании. 

В рамках круглого стола Государственной Думы РФ представителями Министерства энергетики предложен механизм отказа от перекрестного субсидирования. Одним из таких предложений стало продумывание процессов оплаты резервов сетевой мощности. Однако данный вариант не получил одобрения со стороны ФАС России, комитета по энергетике Госдумы, ассоциаций потребителей, энергосбытовых компаний и поставщиков. 

По мнению экспертов Министерства, альтернативными мерами может стать учреждение социальной нормы, которая будет устанавливать определенный объем на потребление электроэнергии одним человеком, имеющим регистрацию по месту жительства. Подобное предложение было инициировано со стороны Минэкономразвиятия в 2012 году. По данным Правительства России на 2014 год регионы были готовы осуществить реализацию социальной нормы потребления не позднее 01.07.16. 

На практике только 6 субъектов РФ установили данную соцнорму. Для пробного запуска механизма были организованы обновленные условия потребления в Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях. Регионы уже несколько лет придерживаются данной нормы, но федерального развития пилотный проект так и не получил. 

Директор по работе с естественными монополиями объединенной компании «Русал» Максим Балашов считает, что введение данной нормы потребления необходимо на уровне всей страны и должно контролироваться Федеральными органами власти. По его словам, благодаря этому механизму стоимость электроэнергии для граждан должна стать на 3-10% ниже, а в случае сверхнормативного потребления ставка должна увеличиваться на 40% в первый год, а затем по установленным Федеральной антимонопольной службой нормативам.

«Малообеспеченные группы граждан, во-первых, не тратят большого количества электроэнергии, во-вторых, для них будет по силам платить совсем небольшие деньги», - пояснил Балашов. 

Заместитель директора Сообщества потребителей электроэнергии Валерий Валерьевич Дзюбенко поделился своим мнением о способах отмены перекрестного субсидирования.

По его мнению, уменьшение расходов энергетических компаний является более эффективным методом изменения подходов финансирования электроэнергии, при котором нет необходимости увеличивать затраты граждан. 



Поделиться